Современный урок

Современный урок – структура урока, типы урока, виды урока, анализ урока.

                                                       Харченко Т.И – заместитель директора по УВР

Развитие независимого  Казахстана поставило глобальную цель_ формирование конкурентоспособной системы  отечественного образования.

            21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным  , духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом.

Качественное отличие настоящей школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать  ситуацию,  решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.

      Родоначальник педагогики Ян Амос Каменский  и русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему  обучения и  воспитания.

       Прошли столетия, а по прежнему детей каждый учебный день зовет школьный звонок на урок, и большая «армия»  учителей  спешит «сеять разумное, доброе, вечное». Конечно, совеменная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий и методов. каждый учитель планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он бы хотел осуществлять вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.

            Во -первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок_ это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у ученика интерес к изучаемому предмету, желания познания? Все эти вопросы задает себе учитль планируя урок.

            Во - вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным. Как бы мы не изощрялись, урок, придуманый Яном Камнским 400 лет назад, остается! Существуя несолько столетий, урок не мог трасформироваться.Урок проведенный в школе является показателем определенной культуры.

Урок - это динамичная варитивня форма процесса целенаправленного взимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения здач образования  воспитания и развития ученика.

            Урок как форма организации обучения, которая обспечивает активную планомерную познавательную деятельность группы обучающихся определеннго возраста, соства и уровня подгтовки (класса), направленную на решение поставленных учебо-воспитательных задач, прочно занял место в современной школе в качестве основной организационной формы обучения. Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особеностями школы, учителя, обучающихся.

            Успешне проведение урока и достижение поствленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очердь зависит от подготовки к уроку. Тщатльная подготовка к уроку необходим для любого учителя даже имеющего достаточного педагогичесого опыта работы.

Матриал с которым учитель работает каждый ень (если так можно скзать), это детикоторые никогда снова ни станут детьми. И учителя (как врачи дающие клятву Гиппокрта) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой практически невозможно. А чтобы избежать ожибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности  работы.

А наша задача с вами помочь в этом учителю.Посещая уроки учителей мы выясняем причины затруднения учителей в подготовке современного урока

Затруднения учителей в подготовке современного урока:

·        первая трудность связанна с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала обучающимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

·        вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех  обучающихся в меру их способностей и подготовленности;

·        третья трудность связна с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономии времени для освоения нового материала и способов его изучения, а также применение приобретенных  знаний,  умений и навыков

·        четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательных интересов обучающихся по теме, повышении их эмоционального настроения и обеспечении единства обучения, воспитания и развития.

Причины этих затруднений:

1-изменилось соотношение в деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе, что требует поиска новой схемы взаимодействия  учителя и обучающихся. Увеличилась доля самостоятельно познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность обучающихся: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят  опыты, пишут различные рефераты, доклады), а  частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом;

2-научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом;

3- учителя не могут полностью избавится от объяснительно- иллюстративного типа обучения;

4-нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей обучающихся

Чтобы анализировать урок необходимо все знать об уроке.

Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:

первое - определение целей урока,

второе - уточнение типа урока,

третье - уточнение вида урока,

четвертое - выбор методов и приемов обучения в соответствии с по­ставленными целями.

пятое - определение структуры урока, соответствующей целям и зада­чам, содержанию и методам обучения.

 Прежде всего, о целях урока.

По данным исследований ученых и собственных наблюдений, преподаватели школ встречают большие затруднения в выборе целей урока, зачастую подходят к их постановке стихийно, на интуитивном уровне. Причем многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить воспитывающие и развивающие цели урока и в их постановке испытывают значительные затруднения. Да и выбор цели обучения еще не для всех преподавателей простое дело.

Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся.

Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:

- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей.

- обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме),

- отработать навыки (какие?),

- устранить пробелы в знаниях (каких?),

- добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего, нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

В общем, виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:

- воспитание патриотизма,

- воспитание интернационализма,

- воспитание гуманности,

- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду,

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,

- воспитание дисциплинированности,

- воспитание эстетических взглядов.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений), воли и самостоятельности.

Развитие мышления (развитие аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства, развитие синтезирующего мышления - развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого матери­ала, развитие аналитико-синтезирующего мышления - развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развитие абстрактного мышления - развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике и др.).

Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности). Частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие коммуникативно-технических умений - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений - умения пользоваться приборами и инструментами, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).

Развитие умений учебного труда развитие умения работать в должном темпе - читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать. Развитие приемов наблюдения - цель наблюдения, его последователь­ность, состав наблюдаемых объектов.

Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, развитие умения владеть собой - выдержка, самообладание, развитие умений действовать самостоятельно).

Второе правило - это уточнение типа урока

Следующим (третьим) правилом организации урока является уточнение вида урока. В своей практической деятельности мы можем поль­зоваться такими видами уроков, как:

 

 урок-лекция

 анализ ситуаций

 урок-беседа

 устный опрос

 киноурок

 письменный опрос;

 урок теоретических или самостоятельных практических работ (исследовательского типа)

 контрольная работа;

 зачет;

 урок – концерт;

 урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений)

 урок – суд;

 смотр знаний;

 урок – дискуссия;

 урок лабораторных работ

 урок – аукцион;

 урок практических работ

 урок – конкурс;

 урок-экскурсия

 урок – спектакль;

 урок-семинар

 урок – брифинг

 дидактическая игра

 

Четвертое правило - это выбор методов и приемов обучения. В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания, отражающего систему целей обучающего и обучаемого, принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблем проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод).

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).

6. Метод программированных заданий (программированный метод).