Воспитательная работа

 

Модель воспитательной системы  школы, планы её реализации и мониторинг эффективности.

 

·        Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

·        Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

·        Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

·        Если ребёнок растёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

·        Если ребёнок растёт  в терпимости, он учится понимать других.

·        Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

·        Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

·        Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

·        Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в себя.

·        Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

В Законе РК <Об образовании> в качестве важнейшей стратегической задачи в системе образования провозглашается воспитание, определяются его цели и пути их достижения. Особая роль в этом отводится образовательному учреждению как центральному звену этой системы.  Игнорирование воспитательных моментов в процессе обучения привело к появлению в обществе бездуховности, изменению системы ценностей, когда на первый план вышли корыстные интересы. Поэтому сегодня в число первоочередных задач образовательных учреждений выдвигается формирование такой воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный процесс воспитания и обучения. Главная задача  педагогического коллектива  средней школы №11 - обеспечить всестороннее развитие личности каждого ребенка, сформировать у него самостоятельность, ответственность, гражданскую позицию в обществе.  Каждая работа определяется по конечному результату, по этой причине и была создана модель выпускника школы.

 

 

Мы считаем,  что школа в современном обществе должна стать гарантом интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Она должна удовлетворять самые разнообразные запросы детей. Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа начинает приобретать своё лицо. Любая школа существует исключительно для помощи ребёнку в реализации своих собственных возможностей. Педагог и ребёнок строят такую систему взаимоотношений, которая способствует  развитию каждого субъекта.

Для того, чтобы сделать школу средой, развивающей личность, необходимо добиться её собственного развития. Это возможно только при условии взаимодействия системы с окружающей средой.

 

Основная концептуальная идея воспитательной системы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию подрастающего поколения стала важным фактором формирования единой региональной культуры.

Мы выделили основные направления воспитания:

·       повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников;

·       рост самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы ученического самоуправления;

·       развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через создание системы дополнительного образования;

·       расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.

Приоритетным направлением для нашей школы стало личностно-ориентированное воспитание, основанное на гуманистических принципах:

·        личностного подхода в воспитании;

опоры не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства;

·        природосообразности воспитания, его национальное своеобразие;

    деятельного подхода в воспитании.

Структурными основаниями воспитательной системы являются традиции, спортивные соревнования, работающие кружки, центр социально-психологической помощи учащимся. Основополагающим документом, определяющим воспитательную работу, является Устав школы. Реализация воспитательных задач, стоящих перед коллективом, осуществляется через многообразие общешкольных и классных мероприятий, многие из которых стали традиционными.

Наши традиции:

«Созвездие талантов»

День науки и творчества

Смотр строя и песни

Ярмарка «Наурыз собирает друзей»

«Здравствуй, солдат!»

Традиционные праздники, основываясь на определенных ритуалах, каждый раз видоизменяются, возрастает культурный и эстетический уровень их проведения.

Сложившиеся традиции формируют неповторимое лицо школы, создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. С помощью этих мероприятий создаются условия, в которых ученик принимает себя как востребованную личность.

Участие в этих мероприятиях снимает тревожность, способствует развитию нравственного начала.

В школе ведется целенаправленная систематическая работа по формированию гражданской позиции учащихся, одним из показателей является участие школьников в конкурсах научных проектов.

·       Экологический проект «Мавзолей И.Алтынсарина»  представлен на областной конкурс

·       В проекте в рамках конкурса поисково-исследовательских групп «Атамекен» - «Проспект А. Фараби – вглубь истории и современности» клубовцы заняли 1 место в городе.

·        2 место  в научно-исследовательском конкурсе проектов Зерде

«Туристические возможности города Костаная» -Кинжибаева Г.Б.

·        4 место  «Пригодность питьевой воды в СШ№11» - Бузанова Л.А.

·        Бадыкшанова Айслу  награждена Дипломом за доклад, представленный на 1 городском конкурсе детских исследовательских работ и творческих проектов «Зерде».

·        Награждены грамотой за участие  в областном научно-исследовательском  конкурсе  проектов «Зерде».

Внутришкольная система формирования гражданственности и патриотизма предполагает открытость и возможность включения в нее каждого субъекта системы. Формами такого включения являются:

·       Фестиваль «Созвездие талантов»

  •    Смотр строя и песни

 

 

 

·       Ярмарка «Наурыз собирает друзей»

·       Благотворительные акции  «Забота» (ко Дню Победы);

·       День науки и творчества;

·       Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Гудят колокола памяти»;

Демонстрация документальных фильмов студии «Казахфильм»: «Мы – народ Казахстана», «Быть в числе 50-ти», «Республиканская гвардия», «Казахстан.

·       Путь к вершине», «Спешите творить мир», «Любить эту землю», «Мы земляне».

·       Адресная благотворительная акция по поддержке малообеспеченных семей «Дорога в школу».

·       Пропаганда  семейных традиций и обычаев «Моя семья – моё богатство».

·       Организация экскурсионных поездок по городу Астане – столице независимого Казахстана

С каждым годом обогащаются формы и методы  проведения Дня независимости. От классного  часа до дискуссии, конференции; от простого праздничного концерта  до масштабных, охватывающих всю школу. Таким  событием  стал фестиваль «Созвездие талантов». В этом празднике принимают участие около 230 учащихся. Заключением стал  гала – концерт «Пою тебе, мой  Казахстан!»  С  мая 2009 года ввели фестиваль «Песня в солдатской шинели», в котором принимают участие не только учащиеся, но и учителя, родители. («Костанай» №37 от 07. 05. 2009  «Песня в солдатской шинели»). Анализ мероприятий за несколько лет,  посвященных этой дате, показал, что большинство учащихся не просто владеют информацией и сведениями о стране, о том или ином событии, а научно обосновывают или опровергают некоторые исторические факты и события.

·        3 место в городском конкурсе сочинений «Город степной всюду со мной» Ибраева Дана 10 класс.

·        3 место в городском конкурсе  чтецов «Салют, Победа!» Кусаинова Сауле – 9А класс  (Переходова И.Н.)

С целью укрепления дружбы между людьми разных национальностей  ежегодно проводится фестиваль народов, проживающих на территории Казахстана «Наурыз собирает друзей». Проведение в такой форме праздника позволяет детям проявить творчество. Проведение таких мероприятий сплачивает  коллектив учащихся, даёт возможность детям проявить активность, творчество, самостоятельность. Ежегодно такое большое мероприятие освещается в СМИ: сообщение по ОТРК  о празднике «Наурыз думан»  (2007 год),  газета «Зелёное яблоко» №12 от 01.04. 2008 года статья «Инопланетяне приземлились на празднике весны», газета «Костанай»  №24-25 от 26.03. 2009 года статья «Наурыз отметили всем миром".

 

 

Воспитание любви к родному  краю достигается через систему кружков: вокальная студия, клуб «Покорители вершин», лекторская группа, «Умники и умницы», «Очумелые ручки», радиоспортивный. Положительным в этом направлении является то, что у учащихся есть возможность показать свои достижения, а нам оценить результативность работы руководителя кружка:

·       2 место  в научно-исследовательском конкурсе проектов Зерде

«Туристические возможности города Костаная» -Кинжибаева Г.Б

·     Проект "Проспект А.Фараби - вглубь истории и современности" в городском конкурсе поисково-исследовательских групп занял 1 место

·     1 место в областном конкурсе  туристических проектов.

·     В областном конкурсе «Туристическое путешествие школьников»  награждены грамотой Департамента образования. (2007-2008 год)

 

 

Для развития языковой среды, воспитания интернационализма,  работающий в школе радиоспортивный кружок, под руководством Ефанова А.Д. даёт положительные результаты:

·     UT (Украина) 2 место среди СНГ и 1 место в Казахстане

·     WPX  (США)  3 место в Казахстане

·     RDX  (Россия) – 17 место в мире, 2 место в Казахстане

·     CQ M (Миру - мир) (Россия) – 21 место в мире

·     IOTA  (Англия) – 464 место в мире

·     ONY  (Россия) – 17 место в СНГ

·     Наурыз (Казахстан) – 2 место в Казахстане

Молодёжные соревнования памяти Уфимцева (Россия) – 11 место в СНГ

 

В целях формирования национального сознания используем информационное пространство. Учащиеся школы являются активными читателями областной детской  газеты «Зеленое яблоко». 2008-2009 учебный год: - 170 экземпляров еженедельно.  Им предоставляется возможность сотрудничества с данными газетами в качестве юных корреспондентов. В прошлом году было три юнкора «ЗЯ» - Бадыкшанова Айслу, Орловская Света, Картаев Асхат, в этом году только два.  Статьи Картаева Асхата и Бупегалиевой Даны  были напечатаны в газете «ЗЯ»: №7 от 24.02. 2009 года "Сердце на память", №17  от 26.02. 2009 года "Акция милосердия".

  В системе ведётся работа с  музеями города, кинопрокатом, филармонией.  Награждены грамотой за тесное сотрудничество: музей имени И.Алтынсарина,   кинопрокат, расположенный на улице Лермонтова, 15..

Средняя школа №11 целенаправленно проводит работу по формированию здорового образа жизни.

Есть результаты:

·        3 место  Ким Валера «Молодёжь против СПИДа»

Проводятся спортивные различные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ. Есть результаты:

·        3 место в городских соревнованиях по Зимнему многоборью

(командное)

·        3 место Жовтяк Роман в городских соревнованиях по Зимнему многоборью

·        2 место Кицюк  Лилия в городских соревнованиях по Зимнему   многоборью

·        1место в городских  соревнованиях «Мяч через сетку» среди  4-х

     классов.

·        2 место в городских  соревнованиях по Президентскому   многоборью.

·        Ким Александр 1 место по стрельбе из пневматической винтовки.

·        Бессонова Татьяна 2 место по Президентскому   многоборью

(бег 2000 метров).

·        3 место Киркилевский Владимир в номинации «Конкурс физподготовки» в 1 городском слёте школьных отрядов ЮПП.

1 место в областном конкурсе  «Табачному дыму нет места в будущем Казахстана»

Многие годы осуществляется связь с внешкольными организациями на нашем  микро участке. В сентябре каждого года специалисты ГШТТ устраивают презентацию всех кружков, приглашая  ребят принять в ней участие. Такая реклама вызывает интерес у учащихся и способствует организации их занятости вне школы.

Интеллектуальному развитию детей способствует создание и работа "Научного общества школьников". Ребята под руководством опытных педагогов ведут научно-исследовательскую работу, принимают участие в  городских научно-практических конференциях, участвуют в школьных и интеллектуальных городских играх.

В школе работает Совет командиров, в который входят наиболее активные учащиеся из 5 - 11 классов. Они являются инициаторами и организаторами многих школьных мероприятий. Оформлены классные уголки.

При составлении социального паспорта школы обязательно выявляются малообеспеченные, многодетные, неблагополучные семьи. Этой работой занимается социальная служба.

В школе проводится правовое воспитание родителей через:

родительские собрания с участием инспектора ГДН, прокуратуры;

знакомство родителей с Конвенцией о правах ребёнка;

посещение семей с целью выявления социально-неблагополучных, с целью защиты прав ребёнка (рейд "ПОДРОСТОК");

индивидуальная работа в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

помощь семье по мере возможности и желания её членов в разрешении конфликтной ситуации.

Вовлекаем родителей при работе с неблагополучными семьями.

Главной целью является защита прав ребёнка, выявление заранее тех детей, которые нуждаются в поддержке и помощи.

Формы работы, которые применяет социальный педагог:

беседы с классными руководителями;  консультирование по проблемным вопросам;

проведение тестов, анкет, где выявляются общие проблемы воспитания детей и в школе, и в семье.

Таким образом, в центре воспитательной системы школы стоит личность ребёнка. Поэтому мы рассматриваем воспитательную систему школы как признание ценности личности ребёнка, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие и проявление его способностей и индивидуальности. Педагогический коллектив видит своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе, гражданином культурным, готовым к самореализации в жизни, со сформированным у него ценным отношением к таким понятиям, как семья, Отечество, культура.