Методическая работа

 

Методический совет

Тема: «Использование новых технологий как фактор повышения качества знаний»

 Цель: показать, как при использовании новых технологий повышается качество знаний  учащихся.

Форма проведения - Аукцион идей

Оборудование: мультимедийный комплекс.

 

Программа

1.Теоретическое обоснование проблемы

Харченко Т.И.

2. Аукцион идей

А). Технология Step by step

Гунько Н.В.

Б)Технологии,  используемые в своей практики учителями начальных классов.

Бузанова Л.А.

В). Проблемное обучение как фактор повышения качества знаний.

Краснова Е.В.

 

3.Рефлексия

-         Какой технологии вы отдали бы предпочтение? Почему?

(Обсуждение данного вопроса)

 Рекомендации

Теоретическое обоснование проблемы

Харченко Татьяна Ивановна – заместитель директора по УВР

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей- новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. В качестве основы системообразующего каркаса  целесообразно использовать такое понятие как «технология». В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология.

         Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве… «толковый словарь».

         Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических ресурсов и их  взаимодействий, ставящих своей задачей оптимизацию образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько технологий:

1.     Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Учение весьма слабо связанно с жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авто риторизм проявления обучения проявляется в :

-регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур;

-ориентация на среднего ученика;

-централизация контроля;

 Технология, в основе которой лежит уважение к личности ребенка, отношение учителя и ученика субъективно-субъективные.

          Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельными направлениями являются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технология свободного воспитания.

Педагогические технологии можно разделить  на две группы:

 

 

По подходу к ребенку

По преобладающему методу

Авторитарные

Догматически – репродуктивное

Личностно – ориентированные

Диалогические

Гуманно – личностные

Развивающее обучение

Технология сотрудничества

Творческие

Свободного воспитания

Проблемно – поисковые

Эзотерические

Информационные

 

Объяснительно – иллюстративные

 

Программированное обучение

 

Игровые

 

Само развивающее обучение

Многими учителями школы используются не полностью технология , а ее элементы .Сегодня на нашем аукционе  вам будут представлены технологии которые используют в своей работе наши учителя.

 

 

Стратегии, используемые в своей практике учителями начальных классов.

Бузанова Лямзия Амантаевна – учитель начальных классов

Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания каждого предмета. Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать ее таким образом, чтобы она способствовала активной мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал.

В связи с этим каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов в обучении, что неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.

Учитель начальных классов стремится к тому, чтобы уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика и были нацелены на то, чтобы продвигать его в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, развитии, развивали у детей интерес в учебе. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабых детей. У них учеба вызывает умственную перегрузку, это приводит к нежеланию учится, и в конечном счете, к отставанию в учебе, что, в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса.

Поэтому я и мои коллеги старались использовать хорошо апробированные и новые технологии: нестандартные приемы, которые помогают развивать интерес учащихся к учению, поиску ответов на возникающие вопросы.

Поиск познакомил нас с рядом технологий. Не все оказались приемлемыми с точки зрения подготовленности и развития детей нашей школы, но, как говорят, «отрицательный результат-это тоже результат». Поиск позволил нам применять новые технологии с учетом конкретного контингента детей и даже апробировать технологии.

Мы применяем элементы технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в нашем коллективе и вошли в нашу педагогическую копилку.

О них я хочу рассказать вам. 

 

Итак, первая технология - стратегия ЖИГСО.  Изучая творчество М. Ауэзова               (рассказ «Сирота», урок второй, цель: учить работать над характером и портретом героя), класс разделился на 3 группы, каждая группа получила свое задание

1.     Выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма

2.     Слова описывающие Ису.

3.     Слова , описывающие пейзаж, который окружает Касыма.

Учащиеся всех 3 групп должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе. Ребята 3 группы должны были уточнить значение пейзажа для раскрытия характера Касыма. На подготовку ушло около 20 минут. Затем каждая группа дала устное описание героя, подтверждая свое мнение цитатами из текста. При этом учащиеся демонстрировали портрет героя, нарисованный школьными художниками во время подготовки заданий.

1.     группа свою работу подписала предложением «Касыма никто не любил»

2.     группа «Любовь – основа жизни»

3.     группа «Будь щедрым на любовь»

Так родился плакат. Детям это очень нравится. Они с огромным желанием создают свои индивидуальные плакаты, которые подтверждают необходимость чтения, осмысливания и оформления новых идей

 Активно применяется на уроках и Венный метод.

Например, при изучении отрывка из повести А. Грина « Алые паруса» сначала учащиеся вспомнили все важные моменты из жизни главных героев: Асоль и Грея, а затем стали давать им характеристики отдельными словами. .

Этот же метод позволил показать полную несовместимость характеров Алисы и Тирана в рассказе К. Булычева «Джин в коробке». Рисование показало, что у героев, по сути, только одна общая точка соприкосновения: и Алиса, и Тиран - разумные существа.  Сравнительная характеристика используется и на уроках математики, русского языка. Использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому материалу.

Некоторые учащиеся изготовили свои малые «Венные круги» и самостоятельно сравнивали героев рассказов Булычева и других изучаемых произведений.

 Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения и познания мира у учителей  начальных классов Меренковой Нины Васильевны, Пилипенко Антонины Андреевны . Гоферт Татьяны Алексеевны является   метод «Инсерт».

Он используется для  повышения внимания к содержанию текста и его лучшего понимания во время первого прочтения. Этот метод хорошо известен многим, как « Метод помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают пометы: ставят + и -, отвечая на вопросы:

·        Что я знал?

·        Чего не знал?

·        Что мне понравилось?

·        Что непонятно?

·        Что хочу узнать дополнительно?

Были опробованы на деле и приемы РАФТ.

Прием РАФТ можно использовать и на уроках математики, русского языка, познания мира.

Не всем в классе такая работа по силам, поэтому учителя материал дифференцируют. Более слабым подгруппам можно дать задание обыграть диалог. Обязательны на уроках творческие, ролевые пересказы. Отношения учителя с учащимися должны начинаться со слова Поэтому диалог, живое общение, Языковая коммуникация ,опора на эстетическое в жизни ребят является для учителя тем учебным фундаментом, на котором будет расти. Развиваться школьник. Творческое сочинение- это одно из основных направлений в работе учителей нач. классов. Учителя нач. классов проявили интерес к урокам с проникающей компьютерной технологией. Наиболее распространенными типами уроков с использованием этой технологии стали следующие:

-Урок поиск.

-Урок –эксперимент

-Урок- исследование

-Урок- познание

-Урок- творчество

   Все эти технологии повышают интерес учащихся к уроку, повышают качество знаний. Однако нужно было еще приучить ребят к серьезному выполнению домашней работы с текстом. А для этого- работу организуют так , чтобы каждый ученик знал, что его знания пригодятся ему, что на уроке найдется время выслушать каждого. Для этого учителя нач. классов Пилипенко Антонина Андреевна, Бузанова Лямзия Амантаевна разработали карточку СИЭП – (скорость, интонация. эмоциональность, пересказ). Затем на карточке делается пометка красным, зеленым, синим и черным цветами. Что соответствует нормам скорости чтения: выше нормы, допустимый уровень, обязательный уровень и ниже нормы. Таким образом на уроке создаются пары: красные или зеленые, синие или черные. В это же время учитель работает с одним из учеников индивидуально и оценивает его. Когда работа в парах окончена и выведена итоговая оценка, спрашиваю: « Кто не согласен со своей оценкой?.. Проверяющие чувствуют себя настоящими учителями: знающими, внимательными и ,конечно же, доброжелательными. Это дает положительный настрой всему классу, который работает дружно и слаженно. В одном темпе. Карточка СИЭП удобна для проверки чтения наизусть и всех видов пересказов. Я применяю эти карточки и при работе по другим технологиям. Они дают дифференцированного подхода к работе с каждым учеником. Мы заметили, что при работе по новым технологиям у ребят изменился подход к таким видам работы, как пересказ и чтение наизусть. Теперь каждый ученик знает, что на уроке он будет не только проверяющим, но и проверяемым. Он будет и исследователем и учителем. А это очень нравится как сильным, так и слабым ученикам. Все это помогает выработать умение искать, выбирать, систематизировать, анализировать и предлагать на суд товарищей выбранное и обдуманное решение, отстаивать свое мнение.

 

Технология Step by step

Гунько Наталья Владимировна –учитель начальных классов

Урок – будучи своеобразной нишей, образует среду развития детей. Представление об уроках,  как о пространстве возможностей – необходимое условие формирования у учащихся первой ступени комплекса познавательных умений. Технология Step by step позволяет создать оптимально – комфортную среду для каждого ребенка. Это положительно сказывается на развитии у учащихся любознательности, творческого воображения, коммуникативных компетенций. Возможный путь преобразования среды – её дифференциация . дифференциация среды – это условие, при котором каждый может сделать шаг «из зоны своего актуального развития в зону ближайшего развития и » и получить свою порцию успеха на уроке.

Акцент при конструировании среды урока делается на внутри классную дифференциацию:

·        по уровню развития детей;

·        по интересам и увлечениям;

·        по скорости выполнения заданий

·        по уровню эмпатии учеников;

·        по желанию учиться; и т. д.

на основе выполнения кратких диагностических заданий, наблюдений, дети объединяются в подвижные гомогенные группы – центры активности. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным предметам может находиться в разных группах; более того в пределах изучения одной темы его положение в группе может меняться.

         Объединение детей в группы производится в зависимости от их ближайших перспектив обучения. Например, в 1 классе объединяются в первую группу учащиеся, читающие по буквам, для формирования у них навыка плавного слогового чтения. В другую – объединяются учащиеся, умеющие читать по слогам. Тут задача учителя – достичь навыка чтения целыми словами. В третью группу объединяются ученики, которые умеют читать целыми словами. Здесь задача – научить,  всех читать свободно, правильно и выразительно.

         Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий.

         Используя методы технологии  Step by step, способы управления учебной деятельностью, высокую результативность дают структурно – логические схемы, с помощью которых эффективно совершенствуется дифференцированный подход в учебной деятельности школьников в процессе изучения нового материала.

Многоразовое объяснение на уроках математики и русского языка.

Работа с учителем

 

1 вариант

Выполни по образцу

 

1 вариант

Выполни самостоятельно

 

Работа с учителем

2 вариант

Выполни по образцу

 

 

 

 

1 вариант

Составь подобное

Работа с учителем

 

 

2 вариант

Выполни самостоятельно

 

 

3 вариант

Выполни по образцу

 

Учитель в случае необходимости помогает слабым учащимся

 

Общее задание

Выполни самостоятельно

 

         Таким образом, дети, работающие по первому варианту, выполняют на первом этапе обучения, то задание, которое учащиеся, работающие по третьему варианту, смогут выполнить только на третьем этапе. Но в конце концов все ученики класса на четвертом этапе выполняют правильно одно и то же задание. Что создает у слабых учеников уверенность в своих силах, т. к. они выполняют то же задание, что и самые сильные ученики. А сильные учащиеся не выпадают из поля зрения учителя, они выполняют задания по схеме:

 

1 этап                          2 этап                         3 этап                          4 этап

 

основное                    творческое              занимательное          общее 

задание                       задание                  задание                   задание 

 

         Учащиеся с высоким уровнем развития при выполнений заданий учителя вносят что – то свое, находят на основе своего опыта оригинальные способы решения, т. е. используют отражательно – репродуктивный метод

         Убедительным подтверждением являются задания с подбором названия картин. В то время, как большинство учащихся подбирали названия, являющиеся формой обобщения увиденного, выделяется группа детей, подбирающих название, обобщая смысловое содержание картины.

          На уроках математики учащиеся с высокой подготовкой любят выступать в роли учителя. Например, анализируя задачу, привлекая к этой работе класс ( ставят вопросы, вызывая кого-нибудь из товарищей к доске для ответа ).

         Методология  Step by step более эффективно влияет на развитие и обучения школьников. В основу этой технологии положены идеи изменения, соответствия, правила и зависимости, что позволяет на первый план выдвинуть формирование умственной деятельности.

 Внедрение в обучение технологии Step by step основано на таких тенденциях как дискретность, коммуникативность, эмоциональность, где основополагающая роль отводится ученику.

Проблемное обучение как фактор повышения качества знаний.
Краснова Елена Вадимовна – учитель биологии

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических  положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами , возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта  для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

         Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными  знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Приемы создания проблемной ситуации:

. предлагаю учащимся решить противоречивые факты, найти способ их разрешения.

. излагаю разные точки зрения на один вопрос.

.предлагаю классу рассматривать явления с разных позиций (фенолога, ботаника, медика).

.побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы.

.ставлю проблемные задачи или задачи с ошибками.

Наиболее эффективно использую проблемные задания при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности (работа в парах, звеньях).

Школьников нужно подводить к мысли о том , что настоящие знания не  могут быть получены иначе, чем через волевое усилие. Чем меньше потрачено сил на получение знаний, тем слабее сами знания и тем менее они ценны.

2. Обучение школьников должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащихся. В этом  помогает применение на уроках модульной технологии обучения.иям.

    Но для того, чтобы внедрить на уроках модульное обучение необходимо научить детей давать описание объектам, сравнивать их, объяснять явление и процессы с помощью теории, классифицировать.

         Модуль составляется в логике процесса усвоения знаний и представляет полный цикл познания.

         Начинается с  целеполагания,  затем   мотивация на усвоение содержания учебной деятельности . Это интеллектуальные разминки, графические диктанты, тесты. Далее  идет информационный блок: содержание в виде рассказа, лекции, фильмы, сообщение учащихся, чтение учебника.

         Далее – отработка материала: лабораторные работы, решение биологических задач , игры, конференции. При этом используется само и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем. В конце вводится рефлексия, самооценивание .

Положительный плюс модульного обучения в том , что оно предполагает систематизировать учебный материал, выделить главное, и способствует интенсификации обучения, выделению дополнительного времени на коррекцию знания         

3. Системный подход в обучении, интенсификация способствует   развитию навыков самоуправления и познавательной самостоятельности. В старших классах используя системный подход, который позволяет целостно воспринимать объем знаний, связывать все изучаемые темы курса в данное целое . Такой блочный процесс обучения позволяет освободить дополнительное  время на обобщение, систематизацию учебного материала. Учащимся предлагается тема в виде развернутого плана конспекта, где дана основная часть в виде схем, диаграмм, таблиц. Предлагается системный анализ в виде основных вопросов темы. Краткое изложение проблем по данной теме, понятийный аппарат, влияющие факторы, опыт, практика при данной технологии: сокращается время на усвоение основного содержания, освобождается дополнительное время на практические задания и контроль знаний.

         Для успешной активизации и интенсификации обучения большое  значение имеет организация учебного процесса.

 . на каждом уроке  использую самопроверку учащимися заданий  (в том числе в модульных заданиях).

. организую работу сильных учащихся со слабыми при объяснении наиболее трудных вопросов.

. для активизации деятельности учащихся на уроках даю возможность учащимся оценить свои результаты, в тетрадях при фронтальной работе ребята ставят по 1 баллу за каждый верный ответ.

. систематично на уроках обрабатываю умения делать выводы, т.е . объяснять значимость полученных знаний в системе биологической науки, практическая направленность тем. Учащимся предлагается высказывать свои суждения в форме – я полагаю, я утверждаю, я думаю, я доказываю, я сомневаюсь.

. на каждом уроке стараюсь примерами, формой подачи учебного материала, приемами обучения пробудить эмоциональные чувства учащихся. При этом прошу ребят составить рефлексию на определение тем урока по вопросам, что меня удивило, что мне понравилось, что меня возмутило.

.для отслеживания результатов деятельности учащихся  на уроках внедряю технологический  подход, т.е технологии карточки позволяют:

а) легко отследить мониторинг работы учащихся

б) видеть весь объем работы

в) обеспечивает  системность обучения, управляемость.

г) позволяют добиваться конечного результата

д) карточки всех учащихся позволяют узнать уровень подготовленности, качества обучения.

е) позволяют видеть проблемные вопросы.

Оценивание  результатов деятельности учащихся.

Поскольку проблемный подход используется практически на каждом этапе урока, можно  внедрить технологической  подход  к отслеживанию результатов деятельности учащихся используя индивидуальные технологические карточки. Они позволяют:

. легко отследить мониторинг работы учащихся

.видеть весь объем работы

. обеспечивают системность обучения, управляемость

. позволяют добиваться конечного результата

. карточки всех учащихся позволяют узнать уровень подготовленности, качества обучения.

.позволяют видеть проблемные вопросы.

Данная методика, используемая на уроках позволяет, привлекать учащихся к самоуправлению учебным процессом, самоорганизации и самооценки.         

                

-.

 

 

Рекомендации:

1.Каждому МО составить карту инноваций  (2006-2007 учебный год)

апрель

2.Провести практические семинары по использованию новых технологий

2007-2008 учебный год 

3 Создать творческую группу

«Использование информационных технологий на уроках»                                               май 2007 год

4. Для активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся и повышения качества образования  необходимо:

-Применять на уроках деятельностный подход как способ организации образовательного процесса.

-Использовать учебную деятельность в форме работы с инструкционными карточками.

-Развивать индивидуальные способности через применение проектного обучения и имитационно- моделирующих ролевых игр.

-Развивать критические мышление через творческие дискуссии.

-Применять эвристический и исследовательский метод работы.

-Организовывать контроль знаний и умений в условиях деятельностного подхода в обучении.