Педсоветы

 

Тема педсовета «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»

Цели педсовета: обосновать необходимость использования управленческих  знаний  и навыков при планировании и организации урока; выявить их связь с методическими, педагогическими и психологическими  знаниями, необходимыми для управления современным процессом обучения.

Функции педсовета: корректирующая, обобщающе-аналитическая, развивающая, обучающая, мотивационно  - целевая.

Оборудование: мультимедийный комплекс,

Форма проведения педсовета:  круглый стол

Программа педагогического совета

1.Выполнение решения предыдущего педсовета

Харченко Т.И.

1.      Тема «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»

 Характеристика учебно-познавательной деятельности школьников

Харченко Т.И.

Байжанова У.И.

Управление познавательной деятельностью учащихся начальной школы.

Гоферт Т.А.

Формы познавательной деятельности учащихся и практическое  их применение.

Ахметова А.А.

Орехова Н.А.

Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.

Моисеева А.Г.

Диагностика познавательной деятельности учащихся

Харченко ,Т.И.

3.Постановление педагогического совета.

Ботанбекова О.Ж.

Постановление педагогического

Совета ГУ «Средняя школа № 11 ООАГК»

 

Г. Костанай                 №2                                        10.11 2006 года

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в которой деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей.  А  тандем учитель – учебник – ученик был со всей решительностью заменен на новый: ученик – учебник – учитель. Именно такая система образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но другую. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной, активной,  познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Такое обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Учитель должен научиться управлять психологическими  познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития.

Педагогический совет постановляет:

1.Провести теоретический семинар по теме:

 «Управление познавательными психологическими процессами  и создание условий для  полноценного развития ребенка»

Моисеева А.Г.- психолог 20.11 2006год

2.Методическому совету разработать рекомендации  по диагностики познавательной деятельности учащихся. Харченко Т.И., члены МС до 5.12 2006 года

 

Председатель                                           Т.Керибаев

 

Секретарь                                                  И.Переходова

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
Харченко Татьяна Ивановна – заместитель директора по УВР

Наша задача состоит в осмыслении положений теории управления и выявлении их связей с положениями педагогической науки и возрастной психологии. Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во – первых, это наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в – третьих, урок как  основная форма организации учебного процесса.

   Наши ученики, какие они? Понятны ли нам  мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнено пространство их интеллекта. Их интересов: Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.

Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

В книге «Школа для XXI века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, подчеркивает: «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.

Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:

·        гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

·        уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

·        умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;

·        самостоятельно критический мыслить;

·        видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

·        четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

·        быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;

·        грамотно работать с информацией;

·        быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться  не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений- это путь самый благородный; путь подражания- это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привел к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.

                Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой

Вернемся в наши студенческие годы. Насколько мне известно, ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления. Хотя кто как не учитель по своим функциям является управленцем? Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение =преподавание + учение).

Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с нашими. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает учитель.

Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречие? Путей много. Сегодня мы говорим только об одном – об управлении деятельностью учащихся.

Что же такое управление? Управление    - процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

·      целеполаганием учащихся;

·      мотивацией их деятельности;

·      формированием умений учащихся;

·      созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;

·      созданием проблемных ситуаций;

·      комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников

(см. таблицу 1)

Таблица 1

 

Условия эффективности управленческого воздействия

Условия обеспечения эффективности обучения школьников

Совместная работа хорошо спланирована и организовано

Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности

Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают

Привлечения внимания учащихся к целям обучения, к процессу учебной работы и ее результатом; формирование на этой основе интереса к обучению

Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы

Мотивационная направленность обучения

Социально – психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы

Контакт между учителем и учащимися

Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях

Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих с жизненным опытом, интересами, запросами ребят 

Профессиональные контакты между педагогами

Осуществление межпредметных связей в обучении

 

Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить, что эти условия близки по своей сути. Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.

Таким образом, мы можем, зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый    из вас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих  умений и навыков. Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке.

 

Характеристика учебно-познавательной деятельности школьников

.

Байжанова У.И – учитель казахского языка.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие   познавательных  способностей личности и познавательных    процессов  посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.

            Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся. Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать  «... целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и  пространственным».  Через ФОПД решается задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой. Разное сочетание в использовании ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и развить каждого ученика в соответствии с его способностями.

            Формы познавательной деятельности учащихся.

1.    Индивидуально – обособленная форма.  Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения  школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает  перед классом  как общая  и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике , химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

  Индивидуальная форма познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Её организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся.

2.    Фронтальная форма познавательной деятельности.

     Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Она используется на уроках, на  семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

       Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой  цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.  Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также  объяснительно - иллюстративное  изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем  составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.  Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.

3.    Групповая форма организации познавательной деятельности.

            Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

            Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

            При  групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

 

4. Коллективная форма познавательной деятельности.

   В.К. Дьяченко разработал теоретические и технологические основы этой формы познавательной деятельности. Он считает, что это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и  в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении  всех других его членов.    «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное,- то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

            В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся.

·       Наличие у всех участников общей цели.

·       Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

·       Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.

·       Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

·       Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

·       Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

·       Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, -  писал Я.А. Коменский, - спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

    Обучать – это  значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему  слушать».

Управление познавательной деятельностью  учащихся начальной школы

Гоферт Т.А.- учитель начальных классов

Обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством  учителя овладевают знаниями, умениями и навыками.

Качество обучения зависит от познавательного интереса. Многолетний опыт показывает: хорошо добиться хороших результатов – соблюдай принципы обучения. Учителя начальных классов придерживаются следующих принципов:

1.Принцип гуманизации

2.Принцип научности

3.Принцип доступности

4.Принцип наглядности

5.Принцип систематичности

Это принципы определяют эффективность обучения в различных формах при различном содержании. Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых приемов, методов, форм.

Как же учителя начальной школы развивают познавательный интерес у учащихся на уроках? Для  анализа посещались уроки учителей, работающих в 3-4 классах: Кизиловой С.В., Бонадренко М.А. и Меренокав Н.В.

Кизилова С.В. на своих уроках стремится стимулировать учащиеся к творчеству в познавательной деятельности, т.е. придерживается творческого стиля учения. В процессе изложения материала она старается выстроить отношение диалога с учениками. На ее уроках характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично – поисковой, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.

Роль учителя состоит в том, чтобы вызвать у школьников потребность овладеть новыми понятиями, способами применения их на практике. На своих  уроках  Бондаренко М.А. создает проблемную ситуацию, в которой ясно выступает познавательная задача. Тем самым учитель осуществляет  побуждение к учению, которое является сложной стороной учебного процесса. Мария Алексеевна вызывает у учащихся стремление к самостоятельному поиску решения путем анализа условий.

Меренкова Н.В. на уроках русского языка учит детей составлять фантограммы на разные темы. Фантограмма – сочинение, в котором  действительность выступает в сверхъестественном виде. К примеру, темы фантограмм:

«Что было бы, если бы ручка подсказывала?»

«Что было бы, если бы всегда побеждало зло?» и т.д.

Эта работа позволяет учителю поддерживать  познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументировано строить ответ на любую заданную тему.

Наблюдая за ответами детей на уроках, можно сделать вывод, что некоторые ученики не умеют пользоваться даром слова. Их речь лишена эмоциональности.

Для решения этой проблемы необходимо на уроках литературного чтения проводить речевые разминки, практиковать проведение неподготовленных диалогов, монологов, которые развивают  спонтанную речь.

Итак, подвожу итог сказанному. Взяв  учащихся в 1 классе. необходимо определить главные цели своей и их деятельности на 4 года. На передний план выдвинуть формирование личности каждого ученика, вооружить его глубокими и прочными знаниями. А в основе успешного усвоения знаний лежит познавательный интерес. Поэтому необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения, стремление прочнее и глубже программными знаниями, что создает условия для успешного обучения в средней школе.

 

 Ахметова А.А.

учитель немецкого языка

В течение месяца  были посещены уроки географии, казахского и  английского языков с целью определения тех учебных и познавательных ситуаций, которые ведут к управлению познавательной деятельности учащихся

           На уроках  географии учителя Кинжебаевой Г.Б., используются все четыре формы познавательной деятельности учащихся. Гульбану Баридовна умело  управляет деятельностью учащихся на уроке

    Тема урока "Физико - географическое положение Евразии"

Первая форма индивидуально - обособленная. Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием. На уроке географии учителем  было заслушано сообщение учащихся об открытии и исследовании материка, которое они самостоятельно подготовили дома. Ее  организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся.

   Вторая форма - это фронтальная форма познавательной деятельности.

Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.                                        

    Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели.

   Для фронтальной работы обязательным является общая оценка результатов. На уроке была использована форма: учитель - класс, класс - учитель.

   Третья форма - это групповая форма организации познавательной деятельности. Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Успех  осуществления этой формы познавательной  деятельности, в первую очередь ,зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения  уделить внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется  возможность оказания реальной помощи друг другу .Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. На уроке была проведена работа в парах это элемент модульной технологии на закрепление. Первый вариант объясняет тему второму варианту и наоборот это перекрестная работа обучение опрос. Ученик был в роли и учителя и ученика..

Четвертая  форма это коллективная форма познавательной деятельности. На уроке у Кинжибаевой Г.Б  постоянно присутствовала эта форма. Я хотела бы еще раз напомнить признаки ,характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся.

Наличие у всех участников общей цели.

Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.

Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для

каждого.

Формы познавательной деятельности и практическое их применение.

Орехова Наталья Александровна – учитель русского языка и литературы

Управление познавательной деятельности не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся. Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся  спецификой распределение  учебно- познавательных функций, последовательностью  и выбором звеньев учебной работы и режимом  - временным и пространственным».

            Было посещено 10 уроков русского языка, литературы и истории. Цель посещения: отследить управление познавательной деятельности учащихся на уроке.

На уроках истории («Япония», «Испания и Италия») Ахметовой Сауле Нигметовны основном  преобладает фронтальная форма познавательной деятельности. В самом начале – контакт с классом, привлечение внимания учеников, фронтальный опрос (проверка д/з), затем создание проблемной ситуации. Учитель ведет работу и непосредственно  общается со всеми учащимися класса- рассказывает, объясняет, показывает (карта), вовлекает учеников в обсуждение проблем. Все, что необходимо знать и уметь одному ученику, показывается учителем одновременно для всех. Каждый ученик  «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремиться ее усвоить. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

Минусы: очень сложно обеспечивать активную работу каждого из учеников, держать их в поле зрения, поддерживать внимание и рабочую дисциплину, резко ограничивается  возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения.

Учителя русского языка и литературы Переходова И.Н. и Таран О.Г., истории Жукова Е.И. в своей практике применяют различные формы познавательной деятельности. Индивидуальная форма особенно удачно используется учителями во время самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку (работа по вариантам, по рядам), выполнение уровневых  заданий, работа с учебным материалом на уроках литературы и истории (н-р, найти ответы на поставленные вопросы) или самостоятельно изучить теоретический материал (5 кл. Тема: «Фонетический разбор слова»). Познавательная задача в этом случае решается индивидуальными усилиями  каждого ученика самостоятельно, без непосредственного общения с другими учащимися. Успех ее определяется  правильными подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Положительно то, что эта форма учит индивидуальному труду и самостоятельной работе, служит подготовкой для занятий самообразованием. Минусы: она не способствует  развитию коллективизма в обучении. Организация индивидуально – обособленной  формы требует больших расходов времени и усилий учителя.

На уроках прослеживалась и групповая форма познавательной деятельности. История. 10 кл. Тема: «США: политика «нового  курса». Учитель Жукова Е.И. Работа  с учебником. 1 группа – США после Первой мировой войны. 2 группа – Особенности экономического кризиса в США. 3 группа – «Новый курс» Рузвельта . 4 группа –Рабочее законодательство. 5 группа –завершение «Нового курса».

Литература (5 класс). «Былины». «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Учитель  Переходова И.Н. 3 ряда – 3 дружины: 1) представление дружин (сочинить запев), 2) предметы необходимые богатырю; 3) подобрать  постоянные  эпитеты и т.д. Идет закрепление материала  в ходе проверки выполнения заданий. Таран О.Г. при повторении применила обучающую игру «Обмен опытом», разделив при этом класс на три группы.

Таким образом, групповая форма познавательной  деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. От учителя требуется, чтобы он уделял внимание каждой группе. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Должна быть индивидуальная оценка работы группы и класса в целом. Минусы: рабочий шум, создаваемый учениками. Жукова Е.И. на уроке истории по теме «Подъем и спад демократической войны» (10 кл.) (обучающая игра «Мозаика») и Переходова И.Н. на уроке литературы  в 5 классе по теме «Былины – русский героический эпос» организовали коллективную форму познавательной деятельности. В этом случае класс делится на группы. Каждая группа получает свое здание (н-р, 1.Былины. 2.Виды былин. 3.Мир былин. 4.Герои былин. 5.Композиция. 6.Былинный стих). В течение определенного времени готовится задание. Затем учащиеся пересаживаются и друг другу рассказывают изученную самостоятельную тему. Составляют тезисы, план, схемы. Затем  один из группы «защищает» свою схему – конспект. Учитель  и учащиеся наблюдают за правильностью усвоения учебного материала, умением кратко, грамотно излагать суть вопроса.

Коллективная форма познавательной деятельности – это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех  других его членов. «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

Таким образом, формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока.              

Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.

Моисеева Анжела  Григорьевна - психолог

Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоения ее учащимися. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах.

Одной из основных целей гуманистической педагогики является превращение ученика в субъекта собственной образовательной деятельности. Реализация этой цели невозможна без изучения педагогом индивидуальных способностей каждого школьника. Однако полученное знание еще не гарантирует высокого качества образовательного процесса. Учитель должен научиться управлять образовательным процессом исходя из тех главных психологических особенностей, которые позволяют сделать процесс обучения комфортным для каждого ученика.

Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно  и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания  

Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.

Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную  работу.

Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.

Сангвиники - серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.

Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.

Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.

Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.

Мной проведено тестирование на выявление типа темперамента учащихся 7 классов. Более 70% из них – холерики. А как часто мы даем им творческие задания, задания, требующие проявления инициативу?

Учитель должен научиться управлять психологическими познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития. Такими  процессами, непосредственно влияющими на качество образования, являются внимание, память, воображение.

Внимание бывает подвижным и устойчивым. Учащиеся с подвижным вниманием реагируют на любые звуки, не способны вникать в сущность предмета, поверхностны. Им подходят задания, наполненные множеством разных дел, с переходом от одного вида работы к другому.

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков. Визуалы хорошо помнят то, что видели. С трудом запоминают словесные инструкции, переспрашивают. Аудиалы легко повторяют услышанное. В учебной деятельности предпочитают счет и письмо, любит дискуссии. Кинестетики лучше обучаются, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Для повышения качества знаний необходимо продумывать задания, где ученики могли бы услышать, увидеть и «повертеть» в руках то, о чем говорится. Особенно, учитывая, что все дети, чьи родители постоянно заняты работой и мало уделяют внимания ребенку, автоматически относятся к кинестетикам. А как часто мы даем на уроках «поработать руками». Если нет возможности дать ребенку предмет, то хотя бы разрешите ему, слушая вас, вертеть ручку в руках, или, при изложении материала подойдите к такому ребенку и погладьте его по голове. Поверьте, восприятие им материала повысится!  

Память тоже бывает разной: механической, зрительной, слуховой, логической и т. д. Ученик в процессе обучения проявляет различные виды памяти. Однако независимо от различий, существуют общие условия эффективного использования потенциальных возможностей памяти: умеренные положительные эмоции в процессе запоминания, средний уровень шума в классе, изучение материала для запоминания в конце или в начале урока, осмысление материала в целом, запоминание и повторение отдельных частей, использование всех каналов восприятия.

Учащиеся также различаются по типу нервной системы. Работая с учащимися со слабым типом нервной системы рекомендуется: не ставить их в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание и подготовку; по возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного, по возможности спрашивать в начале урока; часто поощрять, не требовать ответа по новому, только что изученному материалу.

Попробуем рассмотреть обычный урок, в котором присутствуют все его традиционные элементы: проверка домашнего задания, изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного.

Для проверки домашнего задания имеет смысл вызвать не самого сильного ученика, у которого период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока. В зависимости от избранного способа проверки (устный опрос, выполнение письменного задания или постановка эксперимента) можно выбрать ученика по его ведущему сенсорному каналу (визуал, аудиал, кинестетик).

При изучении нового материала лучше выбрать того, чей период наивысшей продуктивности совпадает с серединой урока и с сильным типом нервной системы, кроме того, полезно учесть и ведущий сенсорный канал ученика. Наилучшим образом для этого подойдет признанный лидер класса или тот, кто претендует на эту роль.

Закрепляя пройденный на уроке материал, целесообразно пригласить ученика – аудиала (для устного повторения) или кинестетика (для постановки опыта) из учащихся, чей период наивысшей продуктивности соответствует второй половине или концу урока.

При такой организации урока учитель использует все сенсорные каналы учащихся, и каждый может получить информацию удобным для себя образом. При этом каждый из учеников имеет возможность проявить себя в период своей наивысшей продуктивности. Смена видов деятельности является профилактикой истощаемости, что снижает риск заболеваемости.

Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.